|
Александр Васильевич Куприн родился в 1880 г. в Борисоглебске. Отец его был преподавателем уездного училища.
С 1893 г. семья Куприных жила в Воронеже. Здесь Куприн учился; потом нужда заставила его поступить конторщиком на железную дорогу. В эти годы влечение к искусству привело его в вечерние классы Общества любителей художеств.
В 1902 г. отправляется в Петербург, где учится в школе А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 г. бросает ее и переезжает в Москву.
Здесь он поступает в студию К.Ф.Юона. Пробыв в ней два года, Куприн начинает учиться в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он оказывается весьма неуживчивым учеником.
В 1908 г. он впервые увидал в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись. Увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства.
В 1909 г. он участвует в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Это не прошло даром для Куприна.
В 1910 г. он был вынужден уйти из училища и с тех пор на много лет с головой окунулся в эксперименты. Куприн становится одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет».
С 1910 г. почти четырнадцать лет он пишет главным образом натюрморты. Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчается геометричность форм. Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета».
В 1920 г. он уезжает в Нижний Новгород, где руководит нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими.
Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для его искусства. Он обращается к реалистическому пейзажу.
В 1926-1930 гг. совершает ежегодные поездки в Бахчисарай, где и пишет свои первые значительные реалистические картины.
В 1930-1934 гг. наступает новый период в его искусстве. Художник работает над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь обращается к Крыму, а перед самой войной - к мотивам русской природы.
С 1945 г. крымские пейзажи вновь завладевают вниманием художника, и, наконец, в последних своих произведениях он возвращается к индустриальным темам.
Куприн пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму Куприна привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника, процесс слияния творчества художника с общественной и художественной жизнью страны. Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн-реалист в пору своей творческой зрелости - это два абсолютно разных художника. Есть определенная система его творческих интересов, которые свойственны были раннему и остались свойственны зрелому периоду его искусства. Это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д. Его творчеству свойственна большая интеллектуальная сила; влюбленный в живую красоту природы, он вдохновляется стремлением проверить разумом свои впечатления, в его искусстве светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемый им мир.
Еще в годы обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, пораженный новой французской живописью, Куприн с пламенной страстью обратился к поискам открытого чистого звучания цвета. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом. Молодого художника интересовала выразительность колорита. Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился примерно в начале 1910-х гг. кубистическими увлечениями. Куприна увлекло стремление отыскать в зрительно воспринимаемых формах мира их внутреннюю структуру, открыть в кажущейся случайности внутреннюю закономерность. Так появляются многочисленные натюрморты, которые художник пишет примерно до 1923 г. В них главным оказывается четкое построение обобщенных и геометрических форм. В этих работах господствуют жесткие объемы, подчиненные своей внутренней логике, не совпадающие с формой предметов. Более того‚ художник ставит себе натюрморты из муляжей: он пишет искусственные цветы, модели плодов и фруктов, которые делает сам. Через эти картины проходило, то угасая, то постепенно укрепляясь‚ стремление художника охватить зримый мир не только взором, но и разумом, стремление создать выверенную им самим, а не воспринятую на веру художественную программу.
Куприн Александр Васильевич (список работ):1. Бахчисарайский полдень. 1935 2. Беасальская долина. Крым. 1937 3. Натюрморт с сыром. 1910 4. Натюрморт с оплетенной бутылью. 1930-е 5. Могила И.К.Айвазовского у древнего армянского храма. 1946 6. Маневры Черноморской эскадры. 1932 7. Крым. 1935 8. Дорога в Бейсалы. 1945-1946 9. Гурзуф. Вечер. 1947 10. Пейзаж Крым. 1912 11. Пейзаж с двумя фигурами. 1934 12. Пейзаж с луной. 1944 13. Полуденный пейзаж. Уличка в Бахчисарае. 1928 14. Старая колокольня. Кутаиси. 1932 15. Судак. Гора святого Георгия. 1929 16. Тополя. Бахчисарай. 1927 17. Уголок Бахчисарая. 1934 18. Феодосия. Татарский дворик. 1930 19. Феодосия. Храм XI века. 1930 20. Вечер в окрестностях Бахчисарая. Пейзаж с луной и тополями. 1936 21. Вечер в Бахчисарае. 1928 22. Бахчисарай. Эски-Дюбре. Вечер. 1931 23. Пейзаж с луной. 1927 24. Автопортрет. 1927 25. Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су. 1930 26. Бахчисарай. Глухой переулок. 1940 27. Бахчисарай. Древний мавзолей. Полдень. 1935 28. Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930 29. Бахчисарай. Заход солнца в Русской слободке. 1936 30. Бахчисарай. Подвода. 1928 31. Бахчисарай. Полдень. 1930 32. Бахчисарай. Скалы в Русской слободке. 1930 33. Бахчисарай. Скалы. 34. Бахчисарай. Сумерки. 1928 35. Бахчисарай. Улица в верхнем городе Шеер-Устю. 1927 36. Бахчисарай. Улица с тополем. 1927 37. Бахчисарай. Улица. 1925 38. Бахчисарай. Уличка с тремя фигурами. 1927 39. Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень. 1927 40. Чурук-Су.
| |